Нарастание интеграционных процессов в мире, требует все более тесного взаимодействия национального и международного права. Объективные потребности развития мировой, и региональной экономики требуют от правового сообщества, серьезного изучения проблемы трансграничной несостоятельности. Учитывая тот факт, что экономика многих государств находится в прямой зависимости от степени доверия крупных инвесторов, которые в свою очередь, требуют определенных гарантий своих вложений, возникла необходимость принятия единых региональных правовых актов, регулирующих вопросы несостоятельности с иностранным элементом.
Огромную роль в современной мировой экономике играют транснациональные корпорации. По мнению многих исследователей, финансовое состояние ТНК в мировой экономической системе будет с каждым годом возрастать. Естественным фактором развития рыночных отношений является то, что ТНК становятся неплатежеспособными. Учитывая факт, что активы ТНК размещены в разных странах, при несостоятельности корпораций возникает правовая неопределенность. В основе этой неопределенности лежит отсутствие единой системы регулирования несостоятельности, это приводит к тому, что разбирательства по делам о несостоятельности затягиваются, усложнена процедура розыска, сбора и реализации активов несостоятельного должника. Различия национальных законодательств в области несостоятельности являются серьезной преградой для их унификации.
Несмотря на трудности связанные с различием национальных законодательств о несостоятельности, Европейским Экономическим Сообществом была проведена серьезная работа по созданию единой концепции регулирования трансграничной несостоятельности. Этот процесс занял длительный период времени с 1960 по 2000 год.
Первым шагом по созданию механизма правого регулирования трансграничной несостоятельности явился проект Конвенции о банкротстве, ликвидации, урегулировании долгов, мировых соглашениях и аналогичных процедурах, который был передан на рассмотрение в Совет Министров ЕЭС в 1980 году. В связи с тем, что он был, подвергнут серьезной критике некоторых правительств стран-участниц ЕЭС, он так и остался проектом.
В течение последующих пятнадцати лет работы над конвенцией, был создан ряд принципиально новых подходов к решению ключевых вопросов, связанных с трансграничной несостоятельностью.
В результате, 23 ноября 1995 года Окончательный вариант Конвенции Европейского Сообщества о производстве по делам о несостоятельности был открыт для подписания и впоследствии подписан всеми членами Сообщества, за исключением Великобритании, которая в силу разногласий по проекту Директивы о процедурах реорганизации и ликвидации кредитных учреждений, а также из-за неразрешенного спора между Великобританией и Испанией в отношении Гибралтара, отказалась от подписания.
Основные задачи конвенции:
1) с максимальной эффективностью использовать принцип единого производства;
2) создать единую систему, возлагающую на государства-участников четко определенные права и обязанности;
3) совместить систему вторичных процессов по банкротству с принципом единого производства;
4) четко определить границы юрисдикций основного и вторичных производств;
5) унифицировать спорные правила, которые мешают производству о несостоятельности;
6) учитывать тот факт, что в законодательстве договаривающихся государств имеется возможность по использованию реабилитационных процедур;
7) создать более эффективную и согласованную систему сотрудничества в рамках единого развивающегося европейского пространства.
29 мая 2000 года единогласно принят Регламент №1346/2000 о производстве по делам о несостоятельности, который фактически дублирует текст Конвенции Европейского Сообщества 1995 года, за исключением положений пятой главы, относительно толкования положений конвенции Судом ЕС. В соответствии со статьей 47 Регламента он вступил в силу 31 мая 2002 года, обязателен к применению без изъятий и непосредственно действует в государствах-членах Сообщества в соответствии с Договором об учреждении Европейского Сообщества. В соответствии со статьей 3 Протокола относительно положения Великобритании и Ирландии, который является Приложением к учредительным договорам Сообщества, оба государства дали свое согласие на принятие и применение Регламента. Единственным государством, отказавшимся принять участие в одобрении Регламента, оказалась Дания, которая тем самым не связана обязательствами в отношении его применения.
Регламент основан на принципе универсальности процедур трансграничной несостоятельности. Основное производство, открываемое в одном из договаривающихся государств, в соответствии с критериями, установленными регламентом, носит приоритетный характер и признается во всех государствах-участниках. Вторичное производство является вспомогательным и открывается только после того, как будет открыто основное.
Не смотря на то, что основным принципом регламента является универсальность процедур, допускается применение территориальных производств. Территориальные процедуры могут быть как ликвидационными, так и направленными на восстановление платежеспособности должника.
Территориально сфера действия регламента ограничивается пределами стран участниц союза. Необходимым условием его применения, является нахождение центра основных интересов должника в одном из договаривающихся государств. В том случае, когда центр основных интересов должника расположен за пределами договаривающихся государств, регламент не применяется, а процедура регулируется нормами международного частного права. Регламент не имеет силы на территории третьих стран, если должник имеет центр основных интересов на территории стран Сообщества.
Действие Регламента распространяется как на юридических, так и на физических лиц. Процедуры регулирования несостоятельности страховых, кредитных учреждений и инвестиционных компаний, регулируются специальным законодательством, во избежание риска нанесения ущерба национальным финансовым системам. Регламент применяется как к ликвидационным процедурам, так и к процедурам, направленным на восстановление платежеспособности должника. Процедуры, направленные на восстановление платежеспособности должника включены в регламент по настоятельному требованию некоторых стран-участниц, так как национальное законодательство о несостоятельности ряда стран отдает приоритет не ликвидации должника, а восстановлению его платежеспособности.
В отношении юрисдикции необходимо отметить следующее
Приоритет отдается суду государства, где должник имеет центр основных интересов, только в этом государстве может быть открыто основное производство. Если центр основных интересов должника находится в двух и более государствах (что не исключено), приоритетом обладает суд государства, где производство было ранее открыто. «Центр основных интересов может быть определен как место, откуда должник осуществляет действительное управление своими капиталовложениями на регулярной основе». Некоторые западные специалисты считают, что само понятие центра основных интересов должника в Регламенте определено нечетко и может привести к противоположным толкованиям в судах различных государств. Ожидается, что этот вопрос будет разрешен судом ЕС, как это уже было в случае с Брюссельской конвенцией по юрисдикции.
Вторичное (вспомогательное) производство открывается в другом государстве, в случае, если там имеется предприятие должника, при этом производство ограничивается активами, находящимися в этом государстве. Вторичная процедура, может быть инициирована любым лицом или уполномоченным органом государства-участника, или ликвидатором в основном производстве.
Регламент дает определение, что является предприятием должника: «любое место ведения бизнеса должником, где он осуществляет деятельность, носящую постоянный характер, с использованием людских ресурсов и товаров».
Вторичное производство может быть возбуждено раньше основного только в двух случаях и определяется как территориальное, т.е. независимое:
1) если по национальному законодательству государства вторичного производства, необходимые условия для открытия процедуры наступят раньше, чем в государстве основного производства;
2) если кредитор, инкорпорированный в государстве вторичного производства, или имеющий там зарегистрированное представительство, подает заявление об открытии процедур несостоятельности. Помимо этого, право на подачу заявления о возбуждении вторичного производства, принадлежит кредиторам, чьи требования связаны деятельностью должника в данном государстве.
В том случае, когда в последствии открывается основное производство, территориальное производство может быть трансформировано во вспомогательное. Если процессуальные возможности, учитывая стадию процедуры, не позволяют этого сделать, производство завершается как территориальное.
Следствием открытия основного производства, является мораторий на удовлетворение любых требований кредиторов, независимо от местонахождения последних. Кредитор, получивший каким-либо образом исполнение от должника в период действия моратория, обязан возвратить все полученное ликвидатору основного производства. Все кредиторы, независимо от местонахождения, вправе получить удовлетворение своих требований в равном объеме в сравнении с другими кредиторами той же очереди или класса. Исполнение обязательства, произведенное должнику, а не ликвидатору основного производства прекращает обязательство только, если лицо, предоставившее исполнение, докажет, что оно не знало об открытии основного производства.
Применимым правом, является право суда, возбудившего процедуру несостоятельности (lex fori).Этим правом регулируются как процессуальные, так и материально-правовые вопросы.
Право государства, возбудившего процедуру о несостоятельности, определяет условия для открытия производства, порядок его проведения и завершения. В частности, право государства, возбудившего процедуру о несостоятельности, определяет:
1) Против каких должников процедуры несостоятельности могут быть возбуждены;
2) Активы, которые составляют часть конкурсной массы, и обращение с активами, приобретенными или передаваемыми должнику после открытия процедуры несостоятельности;
3) Полномочия (правовое положение) должника и ликвидатора;
4) Условия, при которых допускается зачет требований кредитора к должнику;
5) Последствия процедуры несостоятельности на текущие контракты, участником которых является должник;
6) Последствия процедуры несостоятельности, на иски, принесенные индивидуальными кредиторами за исключением исков находящихся на рассмотрении в суде;
7) Требования, которые должны быть предъявлены против имущества должника и режим (порядок признания) требований, возникших после открытия процедуры несостоятельности;
8) Правила регулирующие предъявление требований кредиторами, доказательства обоснованности требований и их признание;
9) Правила регулирующие распределение денежных средств от реализации активов, очередность требований и права кредиторов которые получили частичное удовлетворение после открытия процедуры несостоятельности в силу прав in rem или зачета требований.
10) Условия последствий завершения процедуры, в особенности путем заключения мирового соглашения.
11) Права кредиторов после завершения процедуры;
12) Кто должен определять цены и расходы, понесенные во время процедуры
Открытие процедуры несостоятельности не затрагивает права in rem кредиторов или третьих лиц в отношении материальных и нематериальных активов, движимого и недвижимого имущества принадлежащего должнику и находящегося на территории другого государства-участника, во время открытия процедуры несостоятельности. Эти права означают следующее:
а) права распоряжения активами и получение удовлетворения от выручки или дохода от этих активов, в особенности обремененных ипотекой или залогом ( права держания вещи);
б) исключительные права на удовлетворение требований, в частности права обеспеченные залогом или поручительством;
в) право требования реституции у лица, владеющего или пользующегося имуществом противоположно желаниям стороны, имеющей на это имущество правовой титул;
г) право in rem использования активов в целях извлечения прибыли;
Права зарегистрированные в публичном реестре и пользующиеся исковой защитой в отношении третьих лиц, рассматриваются как права in rem..
Если права in rem регулируемые lex situs в одном государстве, но основная процедура производится в другом государстве, ликвидатор в основной процедуре вправе требовать открытия вторичной процедуры в государстве, где права in rem возникли, если должник имеет там предприятие. Если вторичная процедура не открыта, излишки от продажи имущества передаются ликвидатору основного производства.
Публикация сообщения о несостоятельности
Ликвидатор может ходатайствовать, чтобы объявление о решении суда об открытии процедуры и решение о назначении были опубликованы в другом государстве-участнике, в соответствии с процедурами, предусмотренными в этом государстве. Такая публикация, должна содержать информацию о лице, назначенном ликвидатором и юрисдикционным правилам применения. Однако государство, на территории которого должник имеет предприятие, может требовать обязательного опубликования объявления. В этом случае, ликвидатор или другое уполномоченное лицо, в государстве, где процедура была открыта, должен принять все необходимые меры к обеспечению такой публикации. Непринятие подобных мер, не является препятствием для признания иностранной процедуры.
Меры обеспечения
Суд государства-участника, в юрисдикцию которого входит открытие процедуры несостоятельности, назначает временного администратора, для того чтобы обеспечить сохранность активов должника. Временный администратор обладает правом требовать принятия мер по обеспечению и сохранности имущества должника, находящегося в другом государстве-участнике, предусмотренных правом этого государства, на период между подачей заявления о признании должника несостоятельным, до вынесения судебного решения о возбуждении процедуры
Приостановление
Суд может приостановить процедуру ликвидации :
- по ходатайству ликвидатора в основном производстве;
- по своей собственной инициативе;
- по ходатайству кредитора или ликвидатора во вторичном производстве, если эта мера обоснована и диктуется интересами кредиторов, в основной и вторичной процедурах;
- Суд, открывающий вторичную процедуру, прекращает процедуру ликвидации в целом или в части по ходатайству ликвидатора в основном производстве, если это требуется для принятия необходимых мер по обеспечению гарантийных интересов кредиторов во вторичной процедуре и индивидуальных кредиторов. Такое требование ликвидатора, может быть отклонено только в случае, если оно явно противоречит интересам кредиторов в основном производстве. Допустимый срок приостановление процедуры ликвидации три месяца и может быть продлен или возобновлен на такой же срок.
Завершение вторичного производства
Если применимое право к вторичному производству, позволяет прекращение процедуры без ликвидации путем заключения мирового соглашения или аналогичных мер, ликвидатор в основном производстве, уполномочен рассматривать такие вопросы.
Завершение вторичного производства подобными мерами не является окончательным, без согласия ликвидатора в основном производстве. Завершение производства без согласия ликвидатора в основном производстве, может быть окончательной стадией процедуры в случае, если финансовые интересы кредиторов в основном производстве не затрагиваются этими мерами.
Если в результате вторичного производства, удалось удовлетворить все требования кредиторов, ликвидатор, назначенный на эту процедуру, передает оставшиеся активы ликвидатору основного производства.
Предоставление информации кредиторам и порядок заявления требований
Кредиторы могут заявлять свои требования в основной и второстепенной процедурах в простой письменной форме. Известные кредиторы-резиденты Сообщества, информируются индивидуально об открытии процедуры, уведомление должно содержать информацию о сроках предъявления требований, о лице уполномоченном принимать заявленные требования, а так же о необходимости заявления требований привилегированными кредиторами, являющимися таковыми в силу их статуса или наличия обеспечения их прав требования активами должника. Уведомление кредиторов должно осуществляться на языке государства, где открыто производство. Свои требования кредиторы подтверждают копиями соответствующих документов.
Ликвидатор
Назначение ликвидатора подтверждается копией судебного решения о назначении, вынесенного в соответствии с юрисдикцией. Упомянутое решение не требует легализации либо каких-нибудь других формальностей.
Ликвидатор, назначенный судом, может принимать меры к сохранению имущества должника, находящегося в другом государстве. В целях защиты интересов кредиторов он может истребовать имущество должника, перемещенное из государства, где расположен центр основных интересов должника в другое государство после открытия процедуры. Ликвидатор в главном производстве играет доминирующую роль во вторичном. Он может обращаться с требованием об открытии вторичного производства, предлагать план реструктуризации или мировое соглашение, обращаться с требованием о приостановлении реализации имущества должника..
Ликвидаторы в основном и вторичном производствах взаимно обмениваются информацией и осуществляют сотрудничество друг с другом. Информируют друг друга, в отношении, заявленных требований.